Arduino для начинающих

Arduino представляет собой небольшую плату, которая служит для создания различных устройств, интересных гаджетов и даже для вычислительных платформ.

Описание Ардуино

Данную плату называют микроконтроллером, которая распространяется с открытыми исходными кодами и с которой можно использовать множество приложений. Вы можете посмотреть уроки Ардуино в нашем большом разделе.

Это наиболее простой и недорогой вариант для начинающих, любителей и профессионалов. Процесс программирования проходит на языке Processing/Wiring, который осваивается быстро и легко и в основе которого лежит язык C++, а благодаря программной среде Adruino IDE это сделать очень легко. Давайте рассмотрим, что такое Arduino, чем полезна для начинающих, её возможности и особенности.

Arduino является вычислительной платформой или платой, которая будет служить мозгом для ваших новых устройств или гаджетов. На ее основе вы сможете создавать как устройства с простыми схемами, так и сложные трудоемкие проекты, например, роботов или дронов.

Основой конструктора служит плата ввода-вывода (аппаратная часть), а также программная часть. Программное обеспечение конструктора на основе Ардуино представлено интегрированной средой разработки Arduino IDE.

Внешне сама среда выглядит так:

Программная часть Ардуино разработана таким образом, чтобы справиться с ней мог даже начинающий пользователь, не имеющий представления о программировании. Дополнительным фактором успеха в использовании микроконтроллера стала возможность работать с макетной платой, когда к контроллеру подключаются необходимые детали (резисторы, диоды, транзисторы и т.п.) без необходимости в пайке.

Большая часть плат Arduino имеют подключение через USB кабель. Подобное соединение позволяет обеспечить плату питанием и загрузить скетчи, т.е. мини-программы. Процесс программирования так же является предельно простым. Вначале пользователь использует редактор кода IDE для создания необходимой программы, затем она загружается при помощи одного клика в Ардуино.

Как купить Arduino?

Плата и многие детали Ардуино производится в Италии, поэтому оригинальные составляющие отличаются достаточно высокой стоимостью. Но существуют отдельные компоненты конструктора или наборы, так называемые кит-наборы, которые выпускается по итальянской аналогии, однако по более доступным ценам.

Купить аналог можно на отечественном рынке или, к примеру, заказать из Китая. Многие знают про сайт АлиЭкспресс, например. Но начинающим свое знакомство с Ардуино лучше свою первую плату заказать в российском интернет-магазине. Со временем можно перейти на покупку плат и деталей в Китае. Срок доставки из этой страны составит от двух недель до месяца, а, например, стоимость большого кит-набора будет не более 60-70 долларов.

Стандартные наборы включают в себя как правило следующие детали:

  • макетная плата;
  • светодиоды;
  • резисторы;
  • батареи 9В;
  • регуляторы напряжения;
  • кнопки;
  • перемычки;
  • матричная клавиатура;
  • платы расширения;
  • конденсаторы.

Нужно ли знать программирование?

Первые шаги по работе с платой Arduino начинаются с программирования платы. Программа, которая уже готова к работе с платой, называют скетчем. Переживать о том, что вы не знаете программирование не нужно. Процесс создания программ довольно несложный, а примеров скетчей очень много в интернете, так как сообщество Ардуинщиков очень большое.

После того как программа составлена она загружается (прошивается) на плату. Ардуино в этом случае имеет неоспоримое преимущество – для программирования в большинстве случаев используется USB-кабель. Сразу после загрузки программа готова выполнять различные команды.

Начинающим работать с Arduino нужно знать две ключевые функции:

  • setup() – используется один раз при включении платы, применяется для инициализации настроек;
  • loop() – используется постоянно, является завершающим этапом настройки setup.

Пример записи функции setup():

void setup() {
	Serial.begin(9600);	// Открываем serial соединение
	pinMode(9, INPUT);	// Назначаем 9 пин входом
	pinMode(13, OUTPUT); // Назначаем 13 пин выходом
}

Функция setup() выполняется в самом начале и только 1 раз сразу после включения или перезагрузки вашего устройства.

Функция loop() выполняется после функции setup(). Loop переводится как петля, или цикл. Функция будет выполняться снова и снова. Так микроконтроллер ATmega328 (большинстве плат Arduino содержат именно его), будет выполнять функцию loop около 10 000 раз в секунду.

Также вы будете сталкиваться с дополнительными функциями:

  • pinMode – режим ввода и вывода информации;
  • analogRead – позволяет считывать возникающее аналоговое напряжение на выводе;
  • analogWrite – запись аналогового напряжения в выходной вывод;
  • digitalRead – позволяет считывать значение цифрового вывода;
  • digitalWrite – позволяет задавать значение цифрового вывода на низком или высоком уровне;
  • Serial.print – переводит данные о проекте в удобно читаемый текст.

Помимо этого Ардуино начинающим понравится то, что для плат существует множество библиотек, которые представляют собой коллекции функций, позволяющих управлять платой или дополнительными модулями. К числу наиболее популярных относятся:

  • чтение и запись в хранилище,
  • подключение к интернету,
  • чтение SD карт,
  • управление шаговыми двигателями,
  • отрисовка текста
  • и т. д.

Как настроить Ардуино?

Одним из главных преимуществ конструктора является его безопасность относительно настроек пользователя. Ключевые настройки, потенциально опасные для Arduino, являются защищенными и будут недоступны.

Поэтому даже неопытный программист может смело экспериментировать и менять различные опции, добиваясь нужного результата. Но на всякий случай очень рекомендуем прочитать три важных материала по тому как не испортить плату:

Алгоритм классической настройки программы Arduino выглядит так:

  • установка IDE, которую можно загрузить ниже или здесь или с сайта производителя;
  • установка программного обеспечения на используемый ПК;
  • запуск файла Arduino;
  • вписывание в окно кода разработанную программу и перенос ее на плату (используется USB кабель);
  • в разделе IDE необходимо выбрать тип конструктора, который будет использоваться. Сделать это можно в окне «инструменты» - «платы»;
  • проверяете код и жмете «Дальше», после чего начнется загрузка в Arduino.
1.8.7 Windows
Windows Installer
MAC OS X Linux 32 Bit
Linux 64 Bit
Linux ARM
Код на Github
1.8.6 Windows
Windows Installer
MAC OS X Linux 32 Bit
Linux 64 Bit
Linux ARM
Код на Github
1.8.5 Windows
Windows Installer
MAC OS X Linux 32 Bit
Linux 64 Bit
Linux ARM
Код на Github
1.8.4 Windows
Windows Installer
MAC OS X Linux 32 Bit
Linux 64 Bit
Linux ARM
Код на Github
1.8.3 Windows
Windows Installer
MAC OS X Linux 32 Bit
Linux 64 Bit
Linux ARM
Код на Github
1.8.2 Windows
Windows Installer
MAC OS X Linux 32 Bit
Linux 64 Bit
Linux ARM
Код на Github
1.8.1 Windows
Windows Installer
MAC OS X Linux 32 Bit
Linux 64 Bit
Linux ARM
Код на Github
1.8.0 Windows
Windows Installer
MAC OS X Linux 32 Bit
Linux 64 Bit
Linux ARM
Код на Github
1.6.13 Windows
Windows Installer
MAC OS X Linux 32 Bit
Linux 64 Bit
Linux ARM
Код на Github
1.6.12 Windows
Windows Installer
MAC OS X Linux 32 Bit
Linux 64 Bit
Linux ARM
Код на Github
1.6.11 Windows
Windows Installer
MAC OS X Linux 32 Bit
Linux 64 Bit
Linux ARM
Код на Github
1.6.10 Windows
Windows Installer
MAC OS X Linux 32 Bit
Linux 64 Bit
Linux ARM
Код на Github
1.6.9 Windows
Windows Installer
MAC OS X Linux 32 Bit
Linux 64 Bit
Linux ARM
Код на Github
1.6.8 Windows
Windows Installer
MAC OS X Linux 32 Bit
Linux 64 Bit
Код на Github
1.6.7 Windows
Windows Installer
MAC OS X Linux 32 Bit
Linux 64 Bit
Код на Github
1.6.6 Windows
Windows Installer
MAC OS X Linux 32 Bit
Linux 64 Bit
Код на Github
1.6.5 Windows
Windows Installer
MAC OS X Linux 32 Bit
Linux 64 Bit
Код на Github
1.6.4 Windows
Windows Installer
MAC OS X Linux 32 Bit
Linux 64 Bit
Код на Github
1.6.3 Windows
Windows Installer
MAC OS X Linux 32 Bit
Linux 64 Bit
Код на Github
1.6.2 Windows
Windows Installer
MAC OS X Linux 32 Bit
Linux 64 Bit
Код на Github
1.6.1 Windows
Windows Installer
MAC OS X
MAC OS X Java 7+
Linux 32 Bit
Linux 64 Bit
Код на Github
1.6.0 Windows
Windows Installer
MAC OS X
MAC OS X Java 7
Linux 32 Bit
Linux 64 Bit
Код на Github
1.5.8 BETA Windows
Windows Installer
MAC OS X
MAC OS X Java 7
Linux 32 Bit
Linux 64 Bit
Код на Github
1.5.7 BETA Windows
Windows Installer
MAC OS X
MAC OS X Java 7
Linux 32 Bit
Linux 64 Bit
Код на Github
1.5.6-r2 BETA Windows
Windows Installer
MAC OS X Linux 32 Bit
Linux 64 Bit
Код на Github
1.5.5 BETA Windows
Windows Installer
MAC OS X Linux 32 Bit
Linux 64 Bit
Код на Github
1.5.4 BETA Windows
Windows Installer
MAC OS X Linux 32 Bit
Linux 64 Bit
Код на Github
1.5.3 BETA Windows
Windows Installer
MAC OS X Linux 32 Bit
Linux 64 Bit
Код на Github
1.5.2 BETA Windows MAC OS X Linux 32 Bit
Linux 64 Bit
Код на Github
1.5.1 BETA Windows MAC OS X Linux 32 Bit
Linux 64 Bit
Код на Github
1.5 BETA Windows MAC OS X Linux 32 Bit
Linux 64 Bit
Код на Github

Набиваем руку

Для того чтобы уверенно реализовывать сложные задумки, пользоваться программной средой и Ардуино начинающим необходимо «набить руку». Для этого рекомендуется для начала освоить более легкие задачи и проекты.

Самый простой проект, который вы можете сделать - заставить светодиод, который расположен на плате Ардуино напротив порта, мигал каждую секунду.

Для этого необходимо:

  • подключить конструктор к ПК,
  • открыть программу, в разделе «сервис» ищем блок «последовательный порт»
  • выбираем необходимый интервал
  • после чего необходимо добавить код, который есть в Arduino IDE в разделе "Примеры".

Первыми проектами в Ардуино для начинающих могут стать:

  • мигающий светодиод;
  • подключение и управление датчиком температуры;
  • подключение и управление датчиком движения;
  • подключение фоторезистора;
  • управление сервоприводом.

Первый проект

Вот мы и дошли до нашего первого проекта. Давайте соединим Ардуино, светодиод и кнопку. Этот проект отлично подойдет начинающим.

Схема у нас будет такая:

Светодиод загорится после нажатия на кнопку, а после следующего нажатия погаснет. Сам скетч или программа для Ардуино будет такой:

// пины подключенных устройств
int switchPin = 8;
int ledPin = 11;

// переменные для хранения состояния кнопки и светодиода
boolean lastButton = LOW;
boolean currentButton = LOW;
boolean ledOn = false;

void setup() {
	pinMode(switchPin, INPUT);
	pinMode(ledPin, OUTPUT);
}

// функция для подавления дребезга
boolean debounse(boolean last) {
	boolean current = digitalRead(switchPin);
	if(last != current) {
		delay(5);
		current = digitalRead(switchPin);
	}
	return current;
}

void loop() {
	currentButton = debounse(lastButton);
	if(lastButton == LOW && currentButton == HIGH) {
		ledOn = !ledOn;
	}
	lastButton = currentButton;
	digitalWrite(ledPin, ledOn);
}

Вы могли заметить функцию debounse, о которой мы еще не писали. Она нужна для подавления дребезга контактов.

После того, как Вы разберетесь с начальными навыками работы с платой можно приступать к реализации более сложных и многогранных задач. Конструктор позволяет создать RC-машинку, управляемый вертолет, создать свой телефон, управляемый катер, создать систему «умный дом» и т.д.

Для ускорения освоения работы с платой Ардуино рекомендуем вам начать делать устройства из нашей рубрики Уроки, где по шагам описаны процессы создания самых интересных устройств и гаджетов.

26 апреля 2017 в 23:30 | Обновлено 11 февраля 2021 в 16:52 (редакция)
Опубликовано:
Статьи,

2 комментария

  1. Аноним
    25 июля 2020 в 17:39

    Почему в коде страницы, для тега ссылок, не используют атрибут target=»_blank» ?

    Ответить
    1. Сергей
      26 июля 2020 в 12:21

      Потому как есть клавиша CTRL и к тому же — это не всегда уместно.

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш E-mail не будет никому виден. Обязательные поля отмечены *