Сдвиговый регистр 74hc595 Arduino

В какой-то момент времени вы неизбежно столкнетесь с проблемой отсутствия достаточного количества контактов на вашем ардуино для удовлетворения потребностей вашего проекта или прототипа. Решение этой проблемы? Сдвиговый регистр, а точнее Arduino сдвиговый регистр 74hc595.

Каждый кто делал проекты на Ардуино, где использовал много светодиодов, понимал, что в значительной степени ограничен контактами Arduino и не может создавать огромные проекты, требующие большого количества контактов. В нашем конкретном проекте 16 светодиодов управляются всего лишь тремя контактами Arduino. Ключевым элементом является arduino сдвиговый регистр 74hc595. Каждый сдвиговый регистр 74HC595 может принимать до 8 светодиодов, а с помощью последовательных цепочек регистров можно увеличить контакты платы от условных 3-х до бесконечного числа.

Как работает регистр сдвига?

Прежде чем мы начнем подключать чип, давайте рассмотрим, как этот процесс работает.

Первое, что нужно прояснить, - это понятие «биты» для тех из вас, кто не знаком с двоичным кодом. Когда мы говорим о «битах», мы имеем в виду одно из чисел, составляющих двоичное значение. В отличие от обычных чисел, мы обычно считаем, что первый бит является самым большим. Итак, если мы берем двоичное значение 10100010, первый бит на самом деле равен 0, а восьмой бит равен 1. Следует также отметить, если это не подразумевалось, каждый бит может быть только 0 или 1.

Чип содержит восемь контактов, которые мы можем использовать для вывода, каждый из которых связан с битом в регистре. В случае сдвигового регистра 74HC595 мы рассматриваем их от QA до QH.

Чтобы записать эти выходы через Arduino, мы должны отправить двоичное значение в регистр сдвига, и из этого числа сдвиговый регистр может определить, какие выходы использовать. Например, если мы отправили двоичное значение 10100010, контакты, выделенные зеленым цветом на изображении выше, будут активными, а выделенные красным цветом будут неактивными.

Это означает, что самый правый бит сопоставляется как QH, а левый бит сопоставляется с QA. Выход считается активным, когда бит, сопоставленный с ним, установлен на 1. Важно помнить об этом, так как иначе вам будет очень сложно узнать, какие контакты вы используете.

Теперь, когда у нас есть основное понимание того, как мы используем смещение битов, чтобы указать, какие контакты использовать, мы можем начать подключать его к нашему Arduino.

Начинаем с 8 светодиодов

Для первой части урока нам понадобятся следующие комплектующие:

  • Arduino Uno
  • Макетная плата
  • Ардуино сдвиговый регистр 74HC595
  • 8 светодиодов
  • 8 резисторов – 220 ом должно хватить
  • Провода/перемычки

Начните с размещения сдвигового регистра на вашем макете, гарантируя, что каждая сторона находится на отдельной стороне макета, как показано ниже.

С надписью, направленной вверх, штифты 1-8 с левой стороны сверху вниз и 16 - 9 с правой стороны сверху вниз, как показано на рисунке ниже.

Собираем схему

Для начала подключим контакты 16 (VCC) и 10 (SRCLR) к выходу 5v на Arduino и соединяем выводы 8 (GND) и 13 (OE) с выводом Gnd на Arduino. Pin 13 (OE) используется для включения выходов, так как это активный низкий контакт, который мы можем подключить непосредственно к земле.

Затем нам нужно соединить три контакта, которыми мы будем управлять сдвиговым регистром:

  • Pin 11 (SRCLK) сдвигового регистра 74HC595 на пин 11 на Arduino - это будет называться «синхронизирующим пином»,
  • Pin 12 (RCLK) сдвигового регистра на пин 12 на Arduino - это будет обозначаться как «пин защелка»,
  • Pin 14 (SER) сдвигового регистра на пин 13 на Arduino - это будет называться «пином данных»,

Все три этих контакта используются для выполнения сдвига битов, упомянутого ранее в этом руководстве. К счастью, ардуино предоставляет вспомогательную функцию специально для регистров сдвига, называемую shiftOut, которая будет обрабатывать почти все для нас, но мы вернемся к этому при просмотре кода.

Теперь нам просто нужно подключить все выходные выводы к нашим светодиодам, гарантируя, что резистор размещается перед светодиодами, чтобы уменьшить ток и что катоды светодиодов направлены на землю.

Чтобы уменьшить нагромождение проводов до минимума, мы поместили резисторы и светодиоды на отдельный макет, однако, вы можете воспользоваться одной макетной платой.

При размещении светодиодов убедитесь, что они подключены по порядку, так что QA подключен к первому светодиоду, а QH подключен к последнему светодиоду, так как иначе наш код не включит светодиоды в правильном порядке. Когда вы закончите, у вас должно получится что-то вроде этого:

Скетч для ардуино

Теперь мы готовы загрузить код. Подключите свой Arduino к компьютеру и загрузите на него следующий эскиз для 74hc595 Arduino:

int latchPin = 12;
int clockPin = 11;
int dataPin = 13;
byte leds = 0;
int currentLED = 0;

void setup()
{
    pinMode(latchPin, OUTPUT);
    pinMode(dataPin, OUTPUT);
    pinMode(clockPin, OUTPUT);

    leds = 0;
}

void loop()
{
    leds = 0;

    if (currentLED == 7)
    {
        currentLED = 0;
    }
    else
    {
        currentLED++;
    }

    bitSet(leds, currentLED);

    digitalWrite(latchPin, LOW);
    shiftOut(dataPin, clockPin, LSBFIRST, leds);
    digitalWrite(latchPin, HIGH);

    delay(250);
}

Для начала определим в верхней части эскиза следующее:

  • Расположение пинов: синхронизатора, защелки и данных
  • Байт, который будет хранить биты, которые указывают сдвиговому регистру, какой вывод использовать
  • Переменную, которая будет отслеживать, какой светодиод мы должны включить

В методе setup мы просто инициализируем режимы пинов и переменную светодиодов.

В методе loop (цикл) мы очищаем биты в переменной leds в начале каждой итерации, так что все биты устанавливаются в 0, так как мы хотим только включать один светодиод за раз. После этого мы увеличиваем или перезапускаем текущую переменную currentLED, чтобы затем опять включать правильный светодиод.

После этих двух операций мы переходим к более важной части - смещению бит. Сначала мы начинаем с вызова метода bitSet. Мы передаем методу bitSet байт, что хранит биты, и переменную currentLED.

Этот метод позволяет нам установить отдельные биты байта, указав их положение. Например, если мы хотим вручную установить байт в 10010, мы могли бы использовать следующие вызовы, поскольку биты, которые нам нужно установить в 1, являются вторыми справа (это позиция 1, когда мы начинаем в позиции 0) и пятый справа, который находится в положении 4:

bitSet(leds, 1);
bitSet(leds, 4);

Таким образом, каждый раз, когда мы увеличиваем текущую переменную currentLED и передаем ее методу bitSet, мы каждый раз устанавливаем бит слева от предыдущего до 1 и, таким образом сообщаем сдвиговому регистру активировать вывод слева от предыдущего.

После установки бит мы записываем на контакт защелки указание сдвиговому регистру, что собираемся отправить ему данные. Как только мы это сделаем, мы вызываем метод shiftOut, который есть Arduino. Этот метод разработан специально для использования сдвиговых регистров и позволяет просто сдвигать биты за один вызов. Для этого мы передаем данные и синхронизацию в качестве первых двух параметров, затем передаем константу LSBFIRST, которая сообщает методу, что первый бит должен быть наименее значимым, а затем мы проходим через байт, содержащий биты, которые мы действительно хотим перенести в регистр сдвига.

Как только мы закончим смещение битов, мы снова обращаемся на контакт защелки (используя HIGH в этот раз), чтобы указать, что мы отправили все данные. После того, как операция записи будет завершена, загорится соответствующий светодиодный индикатор, а затем задержится на 250 миллисекунд, прежде чем всё повторится.

16 светодиодов

Теперь перейдем к более сложной схеме используем 74hc595 Arduino для 16 светодиодов.

Детали

По большому счету в данном случае количество всех комплектующих увеличиваем вдвое, кроме, конечно, Ардуино Уно:

  • Arduino UNO (x1)
  • 74HC595 сдвиговый регистр (x2)
  • Светодиоды (x16)
  • 220 ом резисторы (x16)
  • Провода/перемычки
  • Две макетные платы (одна с 400 пинами, вторая с 830 пинами)
  • Потенциометр для контроля яркости (по желанию)

Схема соединения

Схема соединения получилась уже больше, чем при 8 светодиодах и одном регистре сдвига 74HC595.

Соберите схему как на рисунке выше и подключите первый регистр сдвига следующим образом:

  • GND (контакт 8) на землю
  • Vcc (контакт 16) - 5В
  • OE (контакт 13) на землю (GND)
  • MR (контакт 10) - 5 В
  • DS (контакт 14) - пин 11 Arduino
  • SH_CP (контакт 11) на контакт Arduino 12
  • ST_CP (контакт 12) к контакту 8 Arduino

Подключите второй регистр сдвига точно так же, но подключите DS (контакт 14) к первому выходу 9 регистра. После этого соедините контакты 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 и 15 из обоих регистров и светодиоды. Это соединение делает все контакты всегда активными и адресными, однако при включении Arduino некоторые из светодиодов могут быть включены. Решение для этого - подключить MR (контакт 10) и OE (контакт 13) к Arduino напрямую, но таким образом вы должны пожертвовать 2 выводами ардуины.

Чтобы добавить больше регистров сдвига, соедините их, как второй регистр. Всегда подключайте контакты MR и OE непосредственно к контакту Arduino и DS к предыдущему регистру. Если вы хотите отрегулировать яркость светодиодов, подключите потенциометр, как показано на рисунке выше, для управления сопротивлением для всех светодиодов. Однако это необязательно, и вы можете обойтись без него.

Скетч для ардуино

Варианты скетчей обычно предназначены для ограниченного числа регистров сдвига, т.к. для этого нет универсальной функции/метода. Данный код ниже переработан так, чтобы вы могли использовать неограниченное количество регистров сдвига:

int latchPin = 8;
int clockPin = 12;
int dataPin = 11;

int numOfRegisters = 2;
byte* registerState;

long effectId = 0;
long prevEffect = 0;
long effectRepeat = 0;
long effectSpeed = 30;

void setup() {
	//Initialize array
	registerState = new byte[numOfRegisters];
	for (size_t i = 0; i < numOfRegisters; i++) {
		registerState[i] = 0;
	}

	//set pins to output so you can control the shift register
	pinMode(latchPin, OUTPUT);
	pinMode(clockPin, OUTPUT);
	pinMode(dataPin, OUTPUT);
}

void loop() {
	do{
		effectId = random(6);
	} while (effectId == prevEffect);
	prevEffect = effectId;

	switch (effectId)
	{
	case 0:
		effectRepeat = random(1, 2);
		break;
	case 1:
		effectRepeat = random(1, 2);
		break;
	case 3:
		effectRepeat = random(1, 5);
		break;
	case 4:
		effectRepeat = random(1, 2);
		break;
	case 5:
		effectRepeat = random(1, 2);
		break;
	}

	for (int i = 0; i < effectRepeat; i++) {
		effectSpeed = random(10, 90);

		switch (effectId)
		{
		case 0:
			effectA(effectSpeed);
			break;
		case 1:
			effectB(effectSpeed);
			break;
		case 3:
			effectC(effectSpeed);
			break;
		case 4:
			effectD(effectSpeed);
			break;
		case 6:
			effectE(effectSpeed);
			break;
		}
	}
}

void effectA(int speed){
	for (int i = 0; i < 16; i++){
		for (int k = i; k < 16; k++){
			regWrite(k, HIGH);
			delay(speed);
			regWrite(k, LOW);
		}

		regWrite(i, HIGH);
	}
}

void effectB(int speed){
	for (int i = 15; i >= 0; i--){
		for (int k = 0; k < i; k++){
			regWrite(k, HIGH);
			delay(speed);
			regWrite(k, LOW);
		}

		regWrite(i, HIGH);
	}
}

void effectC(int speed){
	int prevI = 0;
	for (int i = 0; i < 16; i++){
		regWrite(prevI, LOW);
		regWrite(i, HIGH);
		prevI = i;

		delay(speed);
	}

	for (int i = 15; i >= 0; i--){
		regWrite(prevI, LOW);
		regWrite(i, HIGH);
		prevI = i;

		delay(speed);
	}
}

void effectD(int speed){
	for (int i = 0; i < 8; i++){
		for (int k = i; k < 8; k++)
		{
			regWrite(k, HIGH);
			regWrite(15 - k, HIGH);
			delay(speed);
			regWrite(k, LOW);
			regWrite(15 - k, LOW);
		}

		regWrite(i, HIGH);
		regWrite(15 - i, HIGH);
	}
}

void effectE(int speed){
	for (int i = 7; i >= 0; i--){
		for (int k = 0; k <= i; k++)
		{
			regWrite(k, HIGH);
			regWrite(15 - k, HIGH);
			delay(speed);
			regWrite(k, LOW);
			regWrite(15 - k, LOW);
		}

		regWrite(i, HIGH);
		regWrite(15 - i, HIGH);
	}
}

void regWrite(int pin, bool state){
	//Determines register
	int reg = pin / 8;
	//Determines pin for actual register
	int actualPin = pin - (8 * reg);

	//Begin session
	digitalWrite(latchPin, LOW);

	for (int i = 0; i < numOfRegisters; i++){
		//Get actual states for register
		byte* states = &registerState[i];

		//Update state
		if (i == reg){
			bitWrite(*states, actualPin, state);
		}

		//Write
		shiftOut(dataPin, clockPin, MSBFIRST, *states);
	}

	//End session
	digitalWrite(latchPin, HIGH);
}

В коде добавлено несколько эффектов для этих 16 светодиодов. Если вы хотите добавить больше светодиодов, подключите больше регистров сдвига по примеру выше и измените значение numOfRegisters в коде.

Вы также можете использовать этот код не только для светодиодов, если вам просто нужно больше контактов для вашего Arduino, используйте функцию regWrite (int pin, bool state) для записи состояния любого вывода. И нет предела, сколько сдвиговых регистров вы используете, просто измените значение numOfRegisters, а все остальное уже втоматизировано.

31 мая 2018 в 10:21 | Обновлено 7 ноября 2020 в 01:20 (редакция)
Опубликовано:
Статьи,

2 комментария

  1. Dima
    29 сентября 2020 в 16:55
  2. Александр
    11 сентября 2021 в 11:14

    Здравствуйте.
    Огромное спасибо за то что делитесь своими работами.
    Один вопрос. Как поменять скорость эффектов в Вашем примере на 16 светодиодов?
    Заранее большое спасибо!

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш E-mail не будет никому виден. Обязательные поля отмечены *